базовая профессиональная образовательная организация

ул. Кирова, 65, Уфа
Пн-Чт 09:00–18:00
Пт 09:00–17:00
Перерыв 13:00–14:00
rc_bpoo_uksivt@mail.ru
+7(347)291-22-54

Безбаръерная среда

Реализация программы «Доступная среда» в ГБПОУ «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники

 

В настоящее время в России насчитывается около 13 миллионов человек, на которых распространяется действие международной Конвенции о правах инвалидов.

В соответствии с действием этого документа и в целях реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2008 года № 1792 образован Совет при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.

В целях реализации закона «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, в том числе в связи с необходимостью поддержки и развития профессионального инклюзивного образования в ГБПОУ «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники» формируется доступная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В колледже традиционно учились люди с ограниченными возможностями здоровья. Так, за последние 5 лет обучились 80 детей с ОВЗ, из которых 46 человек – обучались по информатике и вычислительной технике, 31 человек – получили квалификацию бухгалтера и специалиста по земельно-имущественным отношениям.

Эта работа реализуется по следующим направлениям:

 - проведение ремонтно-строительных работ по плану реализации Программы «Доступная среда» на 2016 - 2020 гг.;

 - психологическая подготовка и обучение сотрудников колледжа этике и педагогическим приемам работы с обучающимися с ОВЗ;

 - проведение акций и мероприятий, направленных на социальную реабилитацию лиц с ОВЗ;

 - профориентационная работа для абитуриентов с ОВЗ.

Инклюзивное профессиональное образование в колледже включает  ряд мероприятий по соединению образовательной и профессиональной деятельности.

Начальный этап – работа со студентами, абитуриентами из числа инвалидов. Главной задачей профориентационной работы  нашего колледжа является создание связей, которые строятся по схеме:

Данная работа основывается на законодательно закреплённом принципе общедоступности в совокупности с принципом сопровождения студента на всём пути получения образования, вплоть до трудоустройства и полноценной социальной интеграции выпускника.

Для качественной работы со студентами-инвалидами и лицами с ОВЗ, осуществлена соответствующая переподготовка преподавательского состава: курсовая подготовка по программе «Профессиональное инклюзивное образование студентов с ограниченными возможностями здоровья».

Схематично этапы реализации Программы «Доступная среда» можно проиллюстрировать на схеме:

Заметим, что инклюзивное образование не возможно без надлежащего психолого-педагогического сопровождения.

Социально-педагогическое сопровождение осуществляется социально-психологической службой колледжа в процессе адаптации и интеграции студентов с особыми адаптивными возможностями, усвоения учебных дисциплин, овладения профессией.

Вместе с тем, работа педагогического состава с данными категориями лиц строится на следующих принципах:

1. Индивидуальный подход к каждому студенту.

2.Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

3. Проявление педагогического такта. Поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому студенту, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

4. Социальная адаптация обучающихся:

 - совместное обучение в группах с лицами, не имеющими ограничений;

 - совместное проживание иногородних лиц с ОВЗ в общежитии с лицами, не имеющими ограничений;

 - равноправное участие обучающихся с ОВЗ во внутриколледжных мероприятиях;

 - выполнение общественных поручений.

6. Воспитание толерантного отношения к лицам с ОВЗ у студентов колледжа.

7. Создание благоприятного педагогического климата в коллективе обучающихся и педагогических работников.

В настоящее время в ГБПОУ УКСВИТ для инвалидов лиц с ОВЗ оборудованы пандусы, устанавливаются электрические подъемники. Имеется буфет с возможностями предоставления горячего питания, оснащаются специальные туалетные комнаты, созданы рабочие места в учебных аудиториях для инвалидов-колясочников.

Добавим, что доступ в колледж и учебные лаборатории спроектирован с учетом требований СНиП 21-01 и ГОСТ 12.1.004, а так же с учетом мобильности инвалидов различных категории, их численности и места нахождения в здании; смонтирована беспроводная кнопка вызова сотрудников колледжа, полноцветное поле мнемосхемы; в холле колледжа установлены информационные терминалы со встроенной информационной индукционной петлей и бегущая строка; лестницы оборудованы перилами с тактильными наклейками; на стенах колледжа размещены полноцветные поля мнемосхемы, тактильные знаки; в актовом зале установлен усилитель индукционных систем для использования людьми с кохлеарными слуховыми аппаратами. Установлен информационный терминал VP420МТ Slim с инновационным дизайном и сенсорным экранным интерфейсом, который предоставляет гибкие возможности приспособления под нужды маломобильных граждан в широком спектре сенсорных решений, со встроенной индукционной петлей. Интерфейс терминальной части позволяет выбирать режим работы с терминалом:

«Для людей с нарушениями двигательной функции»;

«Для людей с проблемами зрения»;

«Для людей с проблемами слуха».

Следует добавить, что, в целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ОВЗ, начиная с 2014-го года, были выполнены следующие мероприятия:

1. Разработаны локальные акты, регламентирующие работу с лицами с ОВЗ, рабочие программы учебных дисциплин.

2.Обеспечена безбарьерная окружающая архитектурная, а также коммуникативная, информационная среда, а именно, адаптированы:

 - входные группа учебного корпуса и общежития;

 - пути движения внутри зданий;

 - дверные проемы в учебном корпусе;

 

 - санитарно-гигиенические помещения учебного корпуса

 - приобретена и установлена специализированная мебель

 - приобретены компьютеры с программным обеспечением

 - приобретены и установлены специализированные коммуникативные устройства(индукционная петля, световое табло, универсальный справочный экран и т.д.)

3. Обеспечено специальное психологическое сопровождение лиц с ОВЗ на всех этапах профессионального обучения.

4. Образовательный процесс обеспечен кадрами преподавателей, владеющими знаниями об особенностях познавательной деятельности, общения, социального взаимодействия лиц с ОВЗ.

Таким образом, в колледже созданы все условия для создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для качественной профессиональной подготовки и социальной интеграции лиц, чьи возможности здоровья ограничены.

 

Портал инклюзивного образования