базовая профессиональная образовательная организация

ул. Кирова, 65, Уфа
Пн-Чт 09:00–18:00
Пт 09:00–17:00
Перерыв 13:00–14:00
rc_bpoo_uksivt@mail.ru
+7(347)291-22-54

Ответы на часто задаваемые вопросы часть 1

0000-00-00 00:00:00


Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include- заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Методология инклюзивного образования признает, что все дети имеют различные потребности в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Инклюзивное образование рассматривается как ступенька к инклюзивному обществу и предполагает обучение в течение всей жизни.

Важным условием инклюзивного обучения является создание безбарьерной среды, предполагающей техническое оснащение учреждений образования, дополнительную подготовку педагогов, разработку специальных программ, направленных на облегчение процесса адаптации детей с ОВЗ и т.д.

Педагогический коллектив единомышленников, информация о процессе преобразований, специальная подготовка педагогов, подготовка и постоянная поддержка являются обязательными составляющими успешного включения.



Процесс интеграции (от лат. integratio - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция в образовании предполагает, в том числе, обучение детей с особыми образовательными потребностями совместно с нормально развивающимися детьми.

Интегрированное обучение и воспитание наиболее эффективно для детей с незначительными нарушениями развития при наличии хорошо налаженной деятельности службы сопровождения. Важной проблемой интегрированного обучения является обеспечение специализированных условий жизнедеятельности для детей с особенностями психофизического развития в структуре массовых учреждений образования (адаптированная коррекционно­развивающая среда обучения, наличие специального оборудования и приспособлений и др.).



Интеграция в образовании предполагает, что ребенок с особыми образовательными возможностями учится совместно с нормативно развивающимися детьми, по тем же программам, и достигает такой же результат в образовании и в те же сроки. Ключевой компонент инклюзивности в образовании - ребенок с особым развитием, включенный в единую для всех образовательную среду, осваивает тот уровень, который он может, в те сроки, которые для него являются индивидуальными. При этом, для ребенка с ОВЗ создаются особые образовательные условия.



Особые образовательные потребности у детей разных категорий, задаются спецификой нарушения психического развития, которая и определяет особую логику построения учебного процесса и находит своё отражение в структуре и содержании образования. Кроме этого можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ: - специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления первичного нарушения развития; - требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам; - необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; - индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка; - следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; - необходимо максимальное расширение образовательного пространства - выход за пределы образовательного учреждения.

Только удовлетворяя особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ, можно открыть ему путь к общему образованию.



К категории лиц, имеющих физическое и (или) психическое нарушения, что препятствует получению образования без создания для этого специальных условий, относят лиц: с интеллектуальной недостаточностью; с нарушениями речи; с нарушением слуха; с нарушениями зрения; с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.



Лица, не имеющие основного общего образования (VIII вида) могут быть зачислены в профессиональную образовательную организацию на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки. В дальнейшем лица данной категории могут пройти профессиональное обучение по программам переподготовки рабочих и служащих и (или) по программам повышения квалификации рабочих и служащих.



Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ-273, ст. 2). Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ФЗ-181, ст. 1). Образовательное законодательство не устанавливает порядок и необходимость установления статуса «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» для лиц, имеющих статус «инвалид» («ребёнок-инвалид»). Соответственно, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья - это нетождественные категории.



Нет. Согласно ФЗ-273 среднее профессиональное образование является общедоступным, соответственно льгот и преимуществ не предусмотрено.



Процедура заявления об особых образовательных потребностях абитуриента не прописана в Порядке приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 января 2014 г. № 36). Рекомендуется включать в заявление абитуриента информацию о наличии инвалидности или ограниченных возможностей здоровья, а также необходимых условиях обучения.



Да, прием возможен. Однако пройти практику они не смогут. Рекомендуется при поступлении лиц с медицинскими противопоказаниями к соответствующим условиям и видам труда уведомить их в письменном виде под подпись о возможных последствиях (невозможность прохождения практики и завершения обучения).



Специальные условия для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы независимо от наличия соответствующих обучающихся.



В соответствии с ч. 11 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в РФ» Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Каких-либо специальных оговорок или условий отчисления в данной ситуации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья действующее образовательное законодательство РФ не содержит.

Соответственно, да, отчислить обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося по адаптированной образовательной программе среднего профессионального образования, по причине наличия неликвидированных академических задолженностей можно. Отчисление при этом будет проводиться в общем порядке.



В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона «Об образования в РФ» адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Как видно из приведенной нормы, данное определение не предусматривает каких-либо ограничений по составу образовательных программ, которые могут быть адаптированными. Не содержат таких ограничений и иные нормы образовательного законодательства.

Наоборот, отдельными нормами регулируется обучение по отдельным видам адаптированных образовательных программ. Так, например, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Федерального закона «Об образовании в РФ» дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Согласно же ч. 8 ст. 79 указанного Федерального закона профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Приведенные нормы в условиях отсутствия ограничений по видам образовательных программ, которые могут быть адаптированными, свидетельствуют, что адаптированной может быть любая образовательная программа.



В соответствии с ч. 2 ст. 68 Федерального закона «Об образовании в РФ» К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Упомянутое в данной норме «иное» касается лишь реализации интегрированных образовательных программ и к рассматриваемому вопросу не имеет отношения. Каких-либо требований к состоянию психического здоровья и развития поступающих на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования действующее законодательство не содержит.

Таким образом, даже если поступающий имеет задержку психического развития, но при этом имеет основное общее образование, то отказать ему в приеме на этом основании будет незаконным и может повлечь за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ: незаконный отказ в приеме в образовательную организацию.

Вместе с тем, следует обратить внимание, что в отличие от ранее действующего законодательства лица с умственной отсталостью, обучавшиеся по соответствующим адаптированным образовательным программам, не могут быть приняты на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в связи с отсутствием у них основного общего образования.

В соответствии с ч. 6 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в РФ» наличие основного общего образования или среднего общего образования подтверждается исключительно соответствующим аттестатом. Выдаваемое лицам с умственной отсталостью свидетельство об обучении наличие основного общего образования не подтверждает.



Порядок получения обучающимися рекомендаций ПМПК регламентируется Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082. Из текста данного положения следует, что данные комиссии осуществляют свою деятельность исключительно в отношении детей. В соответствии с СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет. Вместе с тем, свои рекомендации по организации обучения и воспитания рассматриваемая комиссия дает на основе комплексного обследования. Конкретные рекомендации могут быть связаны с медицинским диагнозом весьма условно. Более того, по указанной причине отсутствуют нормативные документы, связывающие медицинский диагноз обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и вытекающие из этого рекомендации по организации обучения.

Таким образом, получается, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, достигшие возраста 18 лет, лишаются права быть обследованными психолого-медико-педагогической комиссией и, соответственно, получить необходимые рекомендации для учета их индивидуальных особенностей при реализации адаптированных образовательных программ. С другой стороны, организация, осуществляющая образовательную деятельность в данной ситуации при реализации адаптированных образовательных программ будет вынуждена опираться не на рекомендации компетентных специалистов, а на собственное видение данного вопроса.

Вместе с тем, получение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии обязательно только для приема на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам. Согласно ч. 3 ст. 55 Федерального закона «Об образовании в РФ» дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Таким образом, наличие рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии для приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования не является обязательным. В связи с этим отказ в приеме на обучение по рассматриваемым образовательным программам лицу с ограниченными возможностями здоровья по причине отсутствия у него рекомендаций указанной комиссии будет незаконен и может повлечь за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ: незаконный отказ в приеме в образовательную организацию.



В соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в РФ» лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Лицензирование по другим основаниям не предусмотрено.

Соответственно, образовательная деятельность по реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования отдельному лицензированию не подлежит. Для получения права на реализацию, например, адаптированных образовательных программ среднего общего образования, таким образом, достаточно только лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования.



В соответствии с ч. 1 ст. 92 Федерального закона «Об образовании в РФ» государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

Поскольку отдельных федеральных государственных образовательных стандартов по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования не установлено (единственное исключение составляет федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению), утвержденный приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 № 503), то адаптированные образовательные программы отдельной государственной аккредитации не подлежат.