базовая профессиональная образовательная организация

ул. Кирова, 65, Уфа
Пн-Чт 09:00–18:00
Пт 09:00–17:00
Перерыв 13:00–14:00
rc_bpoo_uksivt@mail.ru
+7(347)291-22-54

Ответы на часто задаваемый вопросы часть 2

0000-00-00 00:00:00


В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в РФ» освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Из данной нормы следует, что формы и порядок проведения промежуточной аттестации, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, устанавливаются исключительно образовательной организацией. Соответственно, в действующем законодательстве РФ отсутствуют нормы, регламентирующие особенности организации промежуточной аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем следует отметить, что это не означает, что не могут быть предусмотрены особенности организации и проведения промежуточной аттестации рассматриваемой категории обучающихся. Это означает лишь то, что указанные особенности могут быть установлены самой образовательной организацией, например, в адаптированной образовательной программе.

В соответствии с частями 3 и 4 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Из данных норм следует, что итоговая аттестация:

  • не является обязательной по ряду образовательных программ;
  • проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в РФ»;
  • освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, завершается государственной итоговой аттестацией.

В тех случаях, когда итоговая аттестация не является государственной, как и для промежуточной аттестации, ее порядок и формы устанавливаются образовательной организацией самостоятельно и, соответственно, действующим законодательством не регулируются.

Согласно ч. 5 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации по отдельным программам определяются Минобрнауки России, если указанным Федеральным законом не установлено иное.

На настоящий момент в сфере среднего профессионального образования действует Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 г. № 968.

В данном порядке выделен отдельный раздел V «Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья», в соответствии с которым при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

  • проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;
  • присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);
  • пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;
  • обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений);
  • дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение ряда требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья.


Действующее законодательство РФ не предусматривает обязанности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучаться по адаптированным образовательным программам. Речь идет о реализации их права на учет особенностей и создание специальных условий.

В связи с этим, безусловно, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья имеет право быть переведенным на обучение по «обычным» образовательным программам.



Адаптивная физическая культура - это социальный феномен, целью которого является социализация людей с ограниченными возможностями, а не только их лечение, посредством физических упражнений и физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический комфорт. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий.

Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.



Лица с ограниченными возможностями здоровья могут раскрыться в различных сферах жизни. Например, люди со сниженным зрением превосходно работают как медицинские специалисты, владеющие различными техниками восстановления здоровья пациента (по профессии массажист). Другие люди с ОВЗ прекрасно раскрываются в творческих профессиях, работая преподавателями музыки, например.

Сам конкурс профмастерства для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью полезен как некая форма психотренинга. Он может помочь студенту с ОВЗ не только поднять самооценку, поверить в свои силы, поставить новые профессиональные задачи перед собой, но также может помочь потенциальному работодателю заметить и привлечь в свою организацию талантливых молодых людей с ОВЗ и инвалидностью.



В первую очередь взаимодействие по привлечению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в базовые профессиональные образовательные организации для обучения по специальностям среднего профессионального образования должна осуществляться в общеобразовательных организациях с обучающимися 7-11 классов, ПМПК, Бюро медико-социальной экспертизы, филиалами Всероссийского общества инвалидов и другими общественными организациями.



<

Руководители базовой профессиональной образовательной организации, преподаватели, мастера производственного обучения, специалисты сопровождения должны пройти повышение квалификации, в том числе в форме стажировок по вопросам инклюзивного профессионального образования.



Если ребёнку необходимо пройти обследование в ЦПМПК, его родителям / законным  представителям необходимо собрать пакет документов:

  • Свидетельство о рождении / после 14 лет паспорт ребенка (оригинал и ксерокопия) 
  • Паспорт родителя (законного представителя ребенка) сопровождающего ребенка при прохождении комиссии (оригинал и ксерокопия) 
  • В случае отсутствия родителя на комиссии - доверенность лицу, представляющему интересы ребенка на ЦПМПК (доверенность должна быть заверена в установленном законом порядке). Паспорт лица, представляющего ребенка на ЦПМПК, паспорт родителя, написавшего доверенность (ксерокопии)
  • Постановление об установлении опеки (оригинал и ксерокопия) - для опекунов 
  • Справка МСЭ (при наличии) - оригинал и ксерокопия. 
  • Индивидуальная программа реабилитации и абилитации - ИПРА (при наличии) – оригинал и ксерокопия 
  • Выписка из медицинской карты ГБУ РО ОКПНБ (психоневрологический диспансер), если ребенок наблюдается в диспансере 
  • Выписка из медицинской карты поликлиники по месту жительства о развитии и здоровье ребенка с момента рождения по настоящее время (медицинская карта). 
  • Заключение комиссии (ПМПК) о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – ксерокопия 
  • Подробная педагогическая характеристика, заверенная подписями администрации, классного руководителя, печатью организации, с указанием даты 
  • Рабочие и контрольные тетради по русскому языку, математике. Дневник учащегося 
  • Рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка 
  • Направление от организации (школы, ДОУ, организации здравоохранения, социально-реабилитационного центра). В случаях, когда ребенок проходит обследование по инициативе родителей - направление не требуется.
  • Файл для документов, бахилы.

Обследование проводится только при наличии всех необходимых документов, которые предоставляются в ПМПК заранее. 



В состав ПМПК входят:

  • Педагог-психолог
  • Учитель-дефектолог
  • Учитель-логопед
  • Социальный педагог
  • Сурдопедагог (при необходимости)
  • Врач сурдолог-отолоринголог (при необходимости)
  • Тифлопедагог (при необходимости)


Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (п. 15в Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).



Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка. В исключительных случаях (родитель находится в стационаре, длительной командировке), оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации (например, социального педагога).



Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.



Согласно п. 23 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Таким образом, каждый год проходить ЦПМПК не нужно. Если родители предоставили заключение в образовательное учреждение до истечения года со дня его получения, то оно действительно на всю ступень обучения.



Согласно Приказам Министерства образования и науки РФ № 1394 от 25.12. 2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», и № 1400 от 26.12. 2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся дети инвалиды могут проходить государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления в ГЭК, представляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающий факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.



В педагогической классификации детей с нарушением слуха Р. М. Боскис предложила критерии, учитывающие своеобразие развития детей: 1) время воз­никновения нарушения слуха; 2) степень поражения слуховой функции; 3) уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции. Это позволяет выделить такие группы детей с нарушением слуха:

1. глухие (неслышащие) дети:

  • глухие (неслышащие) без речи (ранооглохшие), когда поражение слуха возникло либо в доречевой период, либо в самом начале ее формирования;
  • глухие (неслышащие), сохранившие речь (позднооглохшие), когда был период владения речью;

2. слабослышащие дети:

  • слабослышащие с развитой речью;
  • слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

Неслышащие (глухие) и слабослышащие различаются по способам восприятия речи, условиям ее формирования, а также по способам организации общения: первые овладевают зрительным и слухозрительным (с помощью специальных технических средств) восприятием словесной речи только в процессе обучения. Вторые - могут самостоятельно овладевать восприятием речи разговорной громкости на слух.

Уровень и характер речевого развития при нарушении слуха обусловлены степенью нарушения слуха, временем возникновения слухового нарушения, а также педагогическими условиями развития ребенка после наступления нарушения слуха и его индивидуальными особенностями. Чем раньше предпринимаются медицинские, педагогические, психологические меры по профилактике и устранению последствий нарушения слуха, тем более успешно будет развиваться ребенок.

Глухие (неслышащие) дети характеризуются тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоя­тельно использован для накопления речевого запаса.

Основные особенности неслышащих детей:

задержка в развитии локомоторных и статических функций (около 70% начинают позже держать голову, сидеть, стоять, ходить (разрыв по сравнению с нормой составляет 2-3 месяца)), что сужает доступное ребенку пространство;

голосовые реакции, восклицания, сочетания звуков, которые дети используют для привлечения внимания взрослых и обозначения предметов и действий не похожи на слова родного языка, их понимает только ограниченный круг близких ребенку людей;

более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи при опережении понимания речи по сравнению с формированием возможности собственного высказывания в устной, дактильной или письменной форме; звучащая речь ребенка невнятная и смазанная;

обеднение внутреннего мира и изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании волевого поведения, эмоций, чувств, характера и других сторон личности; нарушения в формировании предметных действий;

осознание своих речевых проблем и связанные с этим трудности установления контактов со сверстниками и взрослыми;

своеобразие развития игровой деятельности, трудности понимания и передачи смысловых отношений.

Специальное обучение позволяет неслышащим детям овладеть словесной речью, расширить возможности общения со слышащими и спо - собствует развитию личности.

Слабослышащие (тугоухие) дети - это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора.

Возможности развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят как от индивидуальных психофизических особенностей ребенка, так и от социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается.

Основными особенностями слабослышащих детей являются:

  • своеобразие развития многих функций и сторон психики определяют ход развития личности ребенка;
  • речевое недоразвитие изменяет ход общего развития и осложняет социальное взаимодействие ребенка;
  • развитие речи имеет замедленный поступательный характер и подчинено особым закономерностям; недостатки произношения; бедность лексического запаса; недостаточное усвоение звукового состава слова (слова произносятся усеченно); неточное понимание и неправильное употребление слов, ограниченное понимание как устной речи, так и читаемого текста; аграмматизмы.

Следует помнить, что даже незначительная степень понижения слуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма в обычных условиях обучения. Если слабослышащий ребенок идет в массовую школу, он непременно испытывает затруднения, основные из которых:

затрудненное усвоение первоначальной грамоты (чтения и письма); специфические ошибки в диктанте и самостоятельном письме; трудности понимания объяснений учителя;

затруднения при пользовании учебником вследствие недостаточного понимания читаемого текста.

Глубокие нарушения слуха и связанной с ним речи могут привести к социальной изоляции ребенка, так как участие в различных видах совместной деятельности с нормально слышащими сверстниками ограничено. Таким образом, для социальной интеграции детей с нарушением слуха очень важным является как можно более раннее специальное образование, направленное на повышение уровня функционирования.