В педагогической классификации детей с нарушением слуха Р. М. Боскис предложила критерии, учитывающие своеобразие развития детей: 1) время возникновения нарушения слуха; 2) степень поражения слуховой функции; 3) уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции. Это позволяет выделить такие группы детей с нарушением слуха:
1. глухие (неслышащие) дети:
- глухие (неслышащие) без речи (ранооглохшие), когда поражение слуха возникло либо в доречевой период, либо в самом начале ее формирования;
- глухие (неслышащие), сохранившие речь (позднооглохшие), когда был период владения речью;
2. слабослышащие дети:
- слабослышащие с развитой речью;
- слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.
Неслышащие (глухие) и слабослышащие различаются по способам восприятия речи, условиям ее формирования, а также по способам организации общения: первые овладевают зрительным и слухозрительным (с помощью специальных технических средств) восприятием словесной речи только в процессе обучения. Вторые - могут самостоятельно овладевать восприятием речи разговорной громкости на слух.
Уровень и характер речевого развития при нарушении слуха обусловлены степенью нарушения слуха, временем возникновения слухового нарушения, а также педагогическими условиями развития ребенка после наступления нарушения слуха и его индивидуальными особенностями. Чем раньше предпринимаются медицинские, педагогические, психологические меры по профилактике и устранению последствий нарушения слуха, тем более успешно будет развиваться ребенок.
Глухие (неслышащие) дети характеризуются тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса.
Основные особенности неслышащих детей:
задержка в развитии локомоторных и статических функций (около 70% начинают позже держать голову, сидеть, стоять, ходить (разрыв по сравнению с нормой составляет 2-3 месяца)), что сужает доступное ребенку пространство;
голосовые реакции, восклицания, сочетания звуков, которые дети используют для привлечения внимания взрослых и обозначения предметов и действий не похожи на слова родного языка, их понимает только ограниченный круг близких ребенку людей;
более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи при опережении понимания речи по сравнению с формированием возможности собственного высказывания в устной, дактильной или письменной форме; звучащая речь ребенка невнятная и смазанная;
обеднение внутреннего мира и изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании волевого поведения, эмоций, чувств, характера и других сторон личности; нарушения в формировании предметных действий;
осознание своих речевых проблем и связанные с этим трудности установления контактов со сверстниками и взрослыми;
своеобразие развития игровой деятельности, трудности понимания и передачи смысловых отношений.
Специальное обучение позволяет неслышащим детям овладеть словесной речью, расширить возможности общения со слышащими и спо - собствует развитию личности.
Слабослышащие (тугоухие) дети - это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора.
Возможности развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят как от индивидуальных психофизических особенностей ребенка, так и от социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается.
Основными особенностями слабослышащих детей являются:
- своеобразие развития многих функций и сторон психики определяют ход развития личности ребенка;
- речевое недоразвитие изменяет ход общего развития и осложняет социальное взаимодействие ребенка;
- развитие речи имеет замедленный поступательный характер и подчинено особым закономерностям; недостатки произношения; бедность лексического запаса; недостаточное усвоение звукового состава слова (слова произносятся усеченно); неточное понимание и неправильное употребление слов, ограниченное понимание как устной речи, так и читаемого текста; аграмматизмы.
Следует помнить, что даже незначительная степень понижения слуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма в обычных условиях обучения. Если слабослышащий ребенок идет в массовую школу, он непременно испытывает затруднения, основные из которых:
затрудненное усвоение первоначальной грамоты (чтения и письма); специфические ошибки в диктанте и самостоятельном письме; трудности понимания объяснений учителя;
затруднения при пользовании учебником вследствие недостаточного понимания читаемого текста.
Глубокие нарушения слуха и связанной с ним речи могут привести к социальной изоляции ребенка, так как участие в различных видах совместной деятельности с нормально слышащими сверстниками ограничено. Таким образом, для социальной интеграции детей с нарушением слуха очень важным является как можно более раннее специальное образование, направленное на повышение уровня функционирования.