Зрение обеспечивает восприятие более 80% информации о внешнем мире, является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях и лежит в основе выполнения большинства видов человеческой деятельности. Нарушения зрения вызывают у ребенка большие затруднения в познании окружающего, сужают социальные контакты, ограничивают возможности заниматься многими видами деятельности.
В большинстве своем нарушения зрения имеют наследственный или врожденный характер. Нарушения зрения могут сопровождаться нарушениями движений; нарушениями слуха, нарушениями речи, интеллектуальной недостаточностью; различными соматическими заболеваниями.
В зависимости от степени расстройства зрительной функции дети с нарушениями зрения делятся на слепых (незрячих) и слабовидящих, а в последнее время некоторые исследователи выделяют подкатегорию детей с пониженным зрением (пограничное зрение между слабовидением и нормой). Для психического и физического развития ребенка существенное значение имеет время наступления зрительного нарушения. В зависимости от времени наступления слепоты выделяют следующие категории незрячих: слепорожденные; рано ослепшие; лишившиеся зрения после 3 лет жизни.
Слепые (незрячие) - подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение.
Нарушения зрения в той или иной степени приводят к вторичным отклонениям психического развития. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные нарушения, своеобразие психофизического развития. Если ребенок незрячий от рождения, то наблюдаются затруднения в формировании вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в приобретении нового предметно-пространственного опыта. Недоразвитие пространственной ориентации обусловливает недоразвитие походки. Ранняя сенсорная депривация вызывает дефицит мотивационного компонента внимания, что может привести к вторичной задержке психического развития. Речь незрячего ребенка развивается теми же темпами, как у зрячего (в возрасте 1,5 - 2 лет он использует речь в качестве основного средства общения со взрослым), однако по своему содержанию она более формальна и бедна конкретными связями с предметным окружающим миром. Асинхронно развивается игровая деятельность, она протекает в виде стереотипных движений, но сопровождается значительно более высоким уровнем развития речи. Разрыв между действием и речью без специального обучения не сокращается. Сопровождение всех действий речью позволяет впоследствии использовать речь в качестве коррекционного средства развития моторики.
Отличие ослепших детей от слепорожденных детерминировано временем потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.
Незрячий ребенок сохраняет значительные возможности психофизического развития и возможность полноценного познания. Сохранность анализаторной системы, на которую опирается мыслительная деятельность, составляет основу развития мыслительных процессов и операций. Большое значение для прогноза психического развития ребенка имеют индивидуальные особенности интеллектуальной, эмоционально - волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения.
Характерными чертами личностных особенностей детей с нарушениями зрения являются нарушение социальных контактов и изменения в динамике потребностей, сужение круга интересов.
В.С. Суворов предлагает различать такие типы поведения детей с нарушениями зрения школьного возраста непосредственно после его утраты, т. е в период осознания нарушения:
- безразлично вялый (проявляют безразличие к своему состоянию, ничего не предпринимают для восстановления своего положения);
- рассудительно волевой (направляют усилия на преодоление нарушения);
- контрастный (неустойчивый) (имеют место перепады настроения: депрессия сменяется мобилизацией сил на преодоление последствий нарушения).
К слабовидящим относится подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. При слабовидении речь идет о значительном снижении остроты зрения. Однако зрительный анализатор при слабовидении остается ведущим в учебном процессе. Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэтому оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диагностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопедагога, психолога.
Основные психологические особенности слабовидящих детей:
своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта;
снижение скорости, точности, дифференцированности зрительного восприятия;
трудности в овладении сенсорными эталонами (цвет, форма, величина, пространственное расположение и др.);
трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью; бытовые проблемы вызывают сложные переживания и негативные реакции; своеобразие характера и поведения сказывается на развитии отрицательных черт: в одних случаях - неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других - повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность;
своеобразие мыслительной деятельности с преобладанием развития абст - рактного мышления.
Л. С. Выготский отмечал, что слепые владеют так называемым шестым чувством (тепловым), позволяющим им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.
Особое значение для слепых и слабовидящих имеют осязание, слуховое восприятие, речь:
- осязание является ведущим фактором компенсаторного развития незрячего, так как посредством осязания происходит познание слепым ребенком окружающего мира, получение информации о форме, структуре, поверхности, температурных признаках предметов и их пространственном положении;
- с помощью слухового восприятия ребенок с нарушением зрения получает разнообразные сведения о предметах, их свойствах, их движении в пространстве (с помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды, они могут по звуку определить его источник и местонахождение с большей точностью, чем это сделали бы зрячие люди);
- речь, слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его; словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию и различению.
Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения является механизмом их включения в социальную жизнь. В целях успешной интеграции лиц с нарушениями зрения используются различные нововведения: светофоры с дублированием сигнала звуком; рельефное мощение улиц; барьеры; дублирование надписей шрифтом Брайля и др.