базовая профессиональная образовательная организация

ул. Кирова, 65, Уфа
Пн-Чт 09:00–18:00
Пт 09:00–17:00
Перерыв 13:00–14:00
rc_bpoo_uksivt@mail.ru
+7(347)291-22-54

Ответы на часто задаваемые вопросы часть 4

0000-00-00 00:00:00


Безбарьерной, адаптивной, развивающей образовательная среда становится благодаря составляющим ее средовым ресурсам. Специфическими принципами проектирования и моделирования развивающей образовательной среды являются следующие положения:

  1. Безопасность, предполагающая минимизацию у ребенка с ОВЗ чувства неуверенности и страха, определяющая возможность для ребенка свободно ориентироваться, передвигаться и выполнять необходимые действия.
  2. Насыщенность культурно значимыми объектами, что значительно стимулирует познавательную активность ребенка, непроизвольное и произвольное внимание, деятельность.
  3. Доступность для полисенсорного восприятия, стимулирующая и обеспечивающая возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений.
  4. Смысловая упорядоченность, подразумевающая построение отношения в соответствии с определенной системой правил, понимание и выполнение которых значительно повышает эффективность жизнедеятельности ребенка с ОВЗ.
  5. Погружение в систему социальных отношений, стимулирующее ребенка к активному взаимодействию и сотрудничеству с окружающими людьми.
  6. Развивающий характер, предполагающий наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих.
  7. Ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем, использование реальных и потенциальных познавательных возможностей, определяющая необходимость регулярно использовать остаточный слух, остаточное зрение, ограниченные двигательные возможности при соблюдении всех необходимых рекомендаций; работать в зоне актуального и ближайшего развития.


Вопросы воспитания и обучения лиц с нарушениями зрения разрабатывает тифлопедагогика (греч. typhlos - слепой). Задачей тифлопедагогики как науки является разработка проблем психолого-педагогического и клинического изучения зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; путей и условий компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучения условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.

Основоположником тифлопедагогики считается Валентин Гаюи (1745-1822), французский педагог, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России, благодаря которому сформировалось гуманистическое отношение к незрячим как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально -трудовой реабилитации.

Выдающейся фигурой тифлопедагогики является Луи Брайль (1809-1852) незрячий тифлопедагог Парижского национального института слепых, автор изобретения, изменившего систему обучения слепых (система рельефного письма, основанная на комбинациях шеститочья - шрифт Брайля - охватывает и буквенные, и математические, и иные символы) и позволившая слепому свободно читать и писать. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 г.

Первое учебное заведение для слепых в России (училище слепых) было организовано в 1807 г. при Смольнинской богадельне в С.-Петербурге, где де­тей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.



Первые высказывания о возможности обучения глухих содержатся в сочинениях Аристотеля. Обучил устной речи двенадцать неслышащих учеников, пользуясь языком жестов, письмом и дактилологией, испанский монах-бенедиктинец П. Понсе де Леон (1508 - 1584). В XVI в. итальянский философ, врач и математик Дж. Кардано (1501-1576) упоминал о способе усвоения речи с помощью ее письменной формы. В это же время в Испании были сделаны первые попытки использования дактилологии (своеобразная форма речи, при которой слова воспроизводятся пальцами рук) для обучения глухих детей.

В 1620 г. испанский ученый Х. П. Бонет издал первое в истории сурдопедагогики методическое пособие "О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить".

В XVIII веке начинает формироваться система обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Первое в мире училище для глухих - Парижский национальный институт - было учреждено в 1770 г. французским сурдопедагогом Ш. М. де л'Эпе. Для обучения неслышащих использовался мимический язык глухонемых. Немецкий сурдопедагог С. Гейнике разработал другую систему обучения - устный метод, основанный на устной форме словесной речи.

В 1864 г. А. Линкольн, президент США, утвердил решение Конгресса о финансировании первого в мире высшего учебного заведения для неслышащих (Г аллоудет-колледж).

На Руси воспитание глухих детей осуществлялось вместе со здоровыми с XI в. в монастырских школах. А с конца XVIII века в системе общественного призрения организовывались разнообразные учреждения, в которых глухие дети обучались в особых группах.

Первые специальные учреждения для глухих в России были открыты в 1806 г. в Павловске (в 1810 г. переведено в Санкт-Петербург) и в 1834 г. — в Москве.

К началу XX в. сложилась отечественная система обучения детей с недостатками слуха (вместе с глухими обучались слабослышащие и позднооглохшие). Значимыми вехами российской сурдопедагогики является открытие в 1900 году в Москве Н. А. Рау и Ф. А. Рау первого в Европе детского сада для детей с нарушением слуха, основание в 1930 году Е. Ф. Рау первых яслей, в которых обучение начиналось с полутора лет, а консультирование младенцев - с трехмесячного возраста; создание в 50 - 60 годы Б. Д. Корсунской государственной системы обучения дошкольников. Русские сурдопедагоги В. И. Флери, Г. А. Гурцов, А. Ф. Остроградский, Н. М. Лаговский и др. рекомендовали наряду с устной речью обучать детей жестовой речи и письму. Большое значение придавалось развитию познавательных воз - можностей глухих детей, а также их нравственному воспитанию.

Теория и практика дифференцированного специального образования для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития, оформились во второй половине XX в.

Нормативно-правовая база специального образования в нашей стране обеспечивает возможность существования различных видов специальных дошкольных и школьных учреждений образования, разных форм оказания коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением слуха. Любой ребенок, независимо от степени поражения слуховой функции и уровня развития речи, должен и может найти свое место в образовательной среде.

Обучение и воспитание детей с нарушением слуха осуществляется на всех уровнях образования. Форму обучения ребенка с нарушением слуха, вид учреждения образования выбирают родители с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). При этом важно учитывать готовность ребенка с нарушением слуха к той или иной форме получения образования.



Большая часть детей с ОВЗ имеет нарушения речи. А это означает, что для включения таких детей во взаимодействие с другими людьми необходимы иные средства общения. В качестве таковых могут выступать предметы ближайшего окружения, их изображения, жесты, пиктограммы, условные знаки и др. Эти средства дополняют или заменяют вербальное общение и, тем самым, обеспечивают включение ребенка с особенностями психофизического развития в коммуникацию.

В мире известны разнообразные альтернативные системы и средства коммуникации. Выбор коммуникативного средства обусловлен задачей общения и возможностью его достижения.

Система Брайля - это рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими в виде комбинаций из шести точек, разработанный в 1829 г. французским незрячим тифлопедагогом Луи Брайлем (1809-1852).

Лица, имеющие нарушение слуха, для организации общения используют дактильную азбуку и жестовую речь. Дактилъная азбука представляет собой движения пальцев рук (жесты), которые обозначают буквы алфавитов национальных языков, а жестовая речь - это особая кинетическая система для компенсации импрессивной и экспрессивной устной речи.

Тотальная коммуникация - использование (в обучении глухих) словесного и жестового языков: устная речь, воспринимаемая зрительно и слухозрительно, письменная речь, дактилология, разговорный жестовый язык глухих, калькирующая жестовая речь, пантомима, указательные жесты, мимика и др. Очевидным является применение широчайшего арсенала средств передачи информации.

Целая группа альтернативных средств общения использует пиктограммы или другие изобразительные возможности.

Пиктограммно-идеограммное общение - привлечение определенных комму­никативных стратегий, повышающих возможности восприятия, понимания и продуцирования сообщений и облегчающих информационный обмен между людьми. Очевидным достоинством пиктограмм является их многофункциональность и полисемантичность. С помощью пиктограмм могут передаваться значения как конкретных предметов, так и абстрактных понятий, делая их более понятными с помощью визуализации.

Все более и более популярной в практике специального обучения становится система обмена рисунками (Picture Exchange System). У каждого ребенка, в работе с которым используют эту систему, есть свой словарь-каталог рисунков, соответствующий его речевому развитию. Все картинки отдельные и располагаются в файловой книге (блокнот, папка, тетрадь), как разрезная азбука в кассе букв. Это дает возможность называть слова, составлять из них предложения, сообщать о своих желаниях, учиться делать выбор осознанно.

Фонеттеская система речевой коммуникации Кьюд Спш (Cued Speech) была разработана в 1966 году в США Орин Корнет (каждый звук имеет свой код (форма губ, позиция и форма руки); 8 форм ладони для согласных и 4 положения для гласных; речь строится не послогово, а позвучно). В Беларуси есть положительные примеры ее использования как при изучении иностранных языков в школе для слабослышащих, так и при обучении родному языку.

Блиссимволика (или семантография: сотня картинных идеографем и произвольно выбранных символов, которые могут использоваться как самостоятельно, так и в определенных комбинациях) - письменная система, разработанная Ч. Блиссом в 1965 г. Она понятна говорящим на любом языке. Например, символ «вода» с дополнением других элементов может означать дождь, пар, снег, озеро, океан, замораживание, размораживание, поток, водопад и т. п.

Арсенал альтернативных средств коммуникации довольно богатый и позволяет сделать эффективным общение с любым ребенком, имеющим особенности психофизического развития.