Большая часть детей с ОВЗ имеет нарушения речи. А это означает, что для включения таких детей во взаимодействие с другими людьми необходимы иные средства общения. В качестве таковых могут выступать предметы ближайшего окружения, их изображения, жесты, пиктограммы, условные знаки и др. Эти средства дополняют или заменяют вербальное общение и, тем самым, обеспечивают включение ребенка с особенностями психофизического развития в коммуникацию.
В мире известны разнообразные альтернативные системы и средства коммуникации. Выбор коммуникативного средства обусловлен задачей общения и возможностью его достижения.
Система Брайля - это рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими в виде комбинаций из шести точек, разработанный в 1829 г. французским незрячим тифлопедагогом Луи Брайлем (1809-1852).
Лица, имеющие нарушение слуха, для организации общения используют дактильную азбуку и жестовую речь. Дактилъная азбука представляет собой движения пальцев рук (жесты), которые обозначают буквы алфавитов национальных языков, а жестовая речь - это особая кинетическая система для компенсации импрессивной и экспрессивной устной речи.
Тотальная коммуникация - использование (в обучении глухих) словесного и жестового языков: устная речь, воспринимаемая зрительно и слухозрительно, письменная речь, дактилология, разговорный жестовый язык глухих, калькирующая жестовая речь, пантомима, указательные жесты, мимика и др. Очевидным является применение широчайшего арсенала средств передачи информации.
Целая группа альтернативных средств общения использует пиктограммы или другие изобразительные возможности.
Пиктограммно-идеограммное общение - привлечение определенных коммуникативных стратегий, повышающих возможности восприятия, понимания и продуцирования сообщений и облегчающих информационный обмен между людьми. Очевидным достоинством пиктограмм является их многофункциональность и полисемантичность. С помощью пиктограмм могут передаваться значения как конкретных предметов, так и абстрактных понятий, делая их более понятными с помощью визуализации.
Все более и более популярной в практике специального обучения становится система обмена рисунками (Picture Exchange System). У каждого ребенка, в работе с которым используют эту систему, есть свой словарь-каталог рисунков, соответствующий его речевому развитию. Все картинки отдельные и располагаются в файловой книге (блокнот, папка, тетрадь), как разрезная азбука в кассе букв. Это дает возможность называть слова, составлять из них предложения, сообщать о своих желаниях, учиться делать выбор осознанно.
Фонеттеская система речевой коммуникации Кьюд Спш (Cued Speech) была разработана в 1966 году в США Орин Корнет (каждый звук имеет свой код (форма губ, позиция и форма руки); 8 форм ладони для согласных и 4 положения для гласных; речь строится не послогово, а позвучно). В Беларуси есть положительные примеры ее использования как при изучении иностранных языков в школе для слабослышащих, так и при обучении родному языку.
Блиссимволика (или семантография: сотня картинных идеографем и произвольно выбранных символов, которые могут использоваться как самостоятельно, так и в определенных комбинациях) - письменная система, разработанная Ч. Блиссом в 1965 г. Она понятна говорящим на любом языке. Например, символ «вода» с дополнением других элементов может означать дождь, пар, снег, озеро, океан, замораживание, размораживание, поток, водопад и т. п.
Арсенал альтернативных средств коммуникации довольно богатый и позволяет сделать эффективным общение с любым ребенком, имеющим особенности психофизического развития.