2-3 ноября 2017 года в Москве прошёл II Всероссийский съезд дефектологов/
0000-00-00 00:00:00
В состав организационного комитета съезда вошли представители Государственной Думы Российской Федерации, Министерства образования и науки России, организаций высшего образования, научно-исследовательских институтов, общественных организаций инвалидов.
Цель Съезда — определение приоритетов и выработка стратегии развития системы образования, способствующей позитивной социализации и самореализации детей с ОВЗ и инвалидностью.
Задачи Съезда — актуализация вопросов создания условий для позитивной социализации и самореализации детей с ОВЗ и инвалидностью в современном мире.
На II Всероссийском Съезде дефектологов были обсуждены следующие вопросы:
- развитие системы ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью;
- индивидуализация образования и обеспечения непрерывности и вариативности дошкольного, общего, профессионального и высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидностью;
- развитие междисциплинарных форм образования, комплексной реабилитации и абилитации детей с ОВЗ и инвалидностью;
- распространение инклюзивного образования для различных категорий детей с ОВЗ и инвалидностью;
- оценка и контроль качества в сфере образования с учетом внедрения ФГОС для лиц с ОВЗ и специальных требований к реализации ФГОС в условиях инклюзивного образования;
- модернизация профессионального образования и повышением квалификации специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью;
- развитие доступной образовательной среды (обеспечения доступности для лиц с ОВЗ и инвалидностью объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования);
- эффективность трудоустройства молодежи с ОВЗ, их приобщения к профессиям, востребованным на рынке труда;
- мотивирование представителей сферы бизнеса и общественных организаций к участию в судьбе детей с ОВЗ и инвалидностью;
- социальная и психологическая поддержка родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью;
- формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ и инвалидностью через образование, культуру и средства массовой коммуникации.
В съезде приняли участие представители органов власти, науки и практикующие дефектологи, более 750 представителей этой профессии. В состав делегации Республики Башкортостан, участвующей в работе съезда, вошла заведующий Ресурсного центра инклюзивного профессионального образования Елена Скорина.
В ходе работы съезда обсуждались проблемы профессиональной готовности педагогов-дефектологов к деятельности в условиях развивающейся системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание было уделено вопросам развития дефектологии в России, совершенствования системы ранней помощи, взаимодействия с семьями детей с особыми образовательными потребностями, подготовки в высшей школе специалистов, отвечающих требованиям времени.
Председатель организационного комитета заместитель Министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина отметила, что
сегодня в нашей стране более 1 миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специализированной помощи, но во многих субъектах ощущается острый дефицит в дефектологах. Необходимо привлечь внимание к проблеме подготовки и повышения квалификации дефектологов, консолидировать усилия отечественной науки и практики, а также распространить позитивный опыт профессиональной деятельности дефектологов.
В рамках первого дня Съезда состоялись пленарная сессия, панельные дискуссии, награждение почетных участников Съезда, чествование ветеранов-дефектологов.
Впервые по итогам конкурсного отбора Министерства образования и науки РФ состоялось награждение памятным знаком в области дефектологии.
В рамках второго дня Съезда состоялись экспертные дискуссии, мастер-классы, публичные лекции.
Съезд стал публичным событием, позволившим выработать стратегию накопления согласованных позиций у всех участников образовательной деятельности и профессионального сообщества в сфере коррекционной помощи детям. В рамках работы съезда делегатами, в том числе ведущими учеными, экспертами, представителями общественности, были обсуждены приоритеты развития и определены направления повышения качества, выявлены «точки роста» инновационного развития системы образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Было принято решение о создании общественной организации «Союз дефектологов России».
По итогам II Всероссийского съезда дефектологов был создан проект Резолюции.